Новости

Как поступить в ВУЗ ч.4

Как заполнить заявление о приеме и расставить приоритеты

Процедура подачи заявления о приеме и расстановки приоритетов — нововведение 2023 года, поэтому практики пока нет. Распишу по шагам, как может выглядеть процесс, исходя из уже опубликованных документов.
Выбрать, поступать на бюджет или платные места. На бюджет и на платные места требуются отдельные заявления о приеме. Оба заявления можно подавать одновременно.
Даже если абитуриент рассматривает платное только как крайнюю меру, если не пройдет на бюджет, — лучше сразу направить в вуз оба заявления, чтобы не пропустить срок приема документов. Заявление о приеме на платную основу не обязывает заключать договор с вузом.
Для каждого вуза придется заполнить отдельное заявление. Его можно найти на госуслугах, в личном кабинете на сайте вуза или скачать из раздела для абитуриентов.
Выбрать направления и специальности. В прошлом разделе мы разбирали, что каждый вуз определяет, на сколько специальностей можно поступать одновременно. Напомню, что ограничено только число кодов специальностей, а в их рамках можно выбирать сколько угодно направлений и учебных программ.
Следующий шаг — выбрать направления и программы, которые понравились больше всего. Таким образом, абитуриент может податься даже на 20 программ одновременно, оставаясь в пределах пяти максимальных кодов специальностей.
Расставить приоритеты. Это одно из главных нововведений 2023 года: нужно ранжировать все выбранные учебные программы. Первый приоритет — то, куда хочется поступить больше всего, второй — чуть меньше, и в конце — направление, куда готовы пойти, только если не пройдете на все предшествующие.
Расставить приоритеты необходимо в каждом заявлении, то есть отдельно на бюджетную и на платную основы. Приоритеты на бюджет и платное никак не связаны между собой и могут вовсе не совпадать.
Номера приоритетов в одном заявлении повторять нельзя: будет ошибкой указать одновременно два «первых приоритета».
У всех образовательных программ по «Лингвистике» один код ОКСО, но на каждой программе есть бюджетные места. Поэтому абитуриент, выбирая специальность 45.03.02, тратит один код, а расставляет пять приоритетов — по одному на каждую программу.
Если подавать документы на одну специальность одновременно в головной корпус и филиалы вуза, то приоритеты нужно расставлять в том же заявлении, продолжая сквозную нумерацию.
Можно указывать в заявлении не только разные программы, но и формы обучения: очную и очно-заочную. В таком случае также потребуется расставить приоритеты в том же заявлении.
У РАНХиГС 47 филиалов по стране. Представим, что абитуриент хочет подать документы на 38.03.02 «Менеджмент» в Москве, Калуге и Воронеже. Он поставит приоритеты от 1 до 3 в зависимости от того, в каком городе больше хочет учиться. При этом можно указать хоть все филиалы с этой специальностью.
Указать характеристику приоритета.
Приоритеты бывают двух видов:
  1. Приоритет целевой квоты.
  2. Приоритет иных мест — все остальные, кроме целевой.
Такое разделение ввели из-за обязательств перед государством, которые берет на себя абитуриент-целевик.
Если вы заполняете заявление на бюджет и у вас есть договор с заказчиком целевого обучения — то ставите «приоритет целевой квоты». Во всех остальных случаях нужно указывать «приоритет иных мест».
В заявлении о приеме на платную основу нельзя поставить целевую квоту — только приоритеты иных мест.

Как могут выглядеть приоритеты в заявлении о приеме

Поменять приоритеты в случае необходимости.
Приоритеты можно менять до окончания приема документов. Изменить порядок можно в личном кабинете на сайте вуза, на госуслугах или обратившись в приемную комиссию.

Сроки и способы подачи документов

Сроки приема документов на бюджет едины для всех форм обучения — очной, очно-заочной и заочной, и не могут быть позднее 25 июля. На платном отделении вузы устанавливают сроки сами, поэтому лучше смотреть даты на их сайте. Ниже речь пойдет только о бюджете.
Школьник вправе подать документы в вуз, как только получит аттестат. Единой даты вручения аттестатов для учащихся нет, обычно это происходит в июне.
Подать документы в вуз можно четырьмя способами:
  1. Лично отнести в приемную комиссию.
  2. Почтой или курьерской службой отправить копии на адрес приемной комиссии.
  3. В личном кабинете на сайте вуза, приложив качественные сканы.
  4. Через госуслуги с подтвержденного аккаунта абитуриента, даже если еще нет 18 лет.

Этапы и сроки приемной комиссии