❓Профориентационная работа — это система психолого-педагогических, медицинских, государственных мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, обоснованно и осознанно выбрать профессию с учетом своих интересов, способностей и возможностей.
Основываясь на возрастные и психологические особенности школьников можно рассмотреть несколько этапов содержания профориентационной работы в школе:
✅4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, осознание его значения в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанного на посильном практическом участии в различных ее видах, в том числе социальной, трудовой, игровой, исследовательской.
✅7 классы: формирование у школьников смысла в получении когнитивного опыта и развитие интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому благоприятствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют сопоставить свои индивидуальные способности с требованиями, предъявляемыми профессией к человеку.
✅9 классы: уточнение образовательных требований в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование знаний, соответствующих интересам и способностям, ценностным ориентациям. В 8-9 классах подростков надо учить соотносить свои интересы и склонности с требованиями, которые выдвигают профессии.
✅11 классы: На данном этапе важно научить старшеклассников действиям по самоподготовке и саморазвитию, формированию профессиональных качеств в избранном виде труда, корректировка профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности. В 10-11 классах профориентационная работа ведется и направлена на самопознание и выбор профессии в соответствии со способностями и личностными качествами.
Таким образом, профориентационная работа и предпрофильная подготовка начинается с начала обучения в школе и на каждой ступени имеет свое содержание.